Пресса о проектах Общенациональной программы "В кругу семьи"
- Подробности
- Опубликовано: 15 октября 2011
В самарском антикварном салоне на ул. Некрасовской, 21, в ноябре 2011 года была развернута выставка известного московского скульптора Константина Чернявского. Именно его скульптурная композиция «Святые Благоверные князья Петр и Феврония Муромские» появилась 8 июля этого года на самарской площади Славы близ храма Георгия Победоносца. В рамках открывшейся выставки представлена еще одна его работа с прицелом на Самару – скульптурная композиция, на которой представлены главные герои знаменитого фильма «Белое солнце пустыни».
Какова связь между товарищем Суховым и Самарой? Во-первых, автор романа и киносценария Валентин Ежов родом из Самары, а во-вторых, красноармеец Сухов шел из Туркестана к Волге, «а оттуда до Самары – рукой подать». Именно здесь ждала его разлюбезная супруга Катерина Матвеевна. Да и сыгравший в фильме Сухова актер Анатолий Кузнецов одно время жил в Самаре. Все эти составляющие навели на мысль: а не установить ли в городе на Волге скульптурную композицию известным киногероям? Константин Чернявский привез свое творческое предложение – три макета. В антикварном салоне в свободном доступе выставлены макеты фигур товарища Сухова, его разлюбезной супруги и таможенника Верещагина. Хозяева и автор приглашали: "приходите, смотрите, высказывайте мнения и вносите предложения, поскольку пока это не принятое скульптурное решение, а видение автора и своего рода повод для обсуждения".
«Я сам из донских казаков, потому основными темами моего творчества стали казачество в истории и современности, герои Древней Руси и России, подвижники православия, - сообщил на презентации Константин Чернявский. – Герои привлекают меня, прежде всего, мощью, патриотизмом. Персонажи «Белого солнца пустыни», считаю, тоже из их числа. Но Сухова я все-таки вижу не с пулеметом, а вполне мирным, с его неизменным чайником. Он навоевался, идет домой, но «бронепоезд его – на запасном пути». Вижу задуманную композицию именно на вашей пешеходной улице Ленинградской, чтобы скульптуры можно было осмотреть не торопясь, посидеть и отдохнуть на скамье рядом с Верещагиным. Первым, считаю, должен стоять Сухов, чуть дальше – Верещагин и Петруха, которого в этот раз в Самару я еще не привез, а завершать композицию будет Катерина Матвеевна с ведрами на коромысле, к которой, как к мирному пристанищу, и идет навоевавшийся солдат».
На презентацию работ московского скульптора пришли представители администрации Самары и Волжского казачьего войска. Фигуру Верещагина все приняли безоговорочно, а вот по поводу Сухова начались споры: он, мол, должен быть представлен не стоящим и смотрящим в сторону своей деревеньки под Самарой, а в движении, если не с пулеметом, то прикуривающим от горящего бикфордова шнура динамитной шашки. «Что ж, критика всегда полезна для художника, тем более на стадии обсуждения проекта»,- отреагировал Константин Чернявский, но, похоже, своей позиции мирного видения Сухова не изменил.
Всего на выставке члена Московского союза художников представлено около 30 скульптурных макетов. Это и уже реализованные проекты, и еще только задуманные: «Роздых казака на коне», «Старой казак Илья Муромец», «Казачья мадонна», «Святой Александр Пересвет на коне», «Богатырь-порубежник Степан Разин»… Действительно, Сухов на их фоне смотрится не столь патетично. Но кто-то же должен звать не к вечному бою, а к простым житейским радостям после исполненного долга служения.